Жанр: RTS Разработчик: Black Hole Entertainment Издатель: Namco Издатель в России: «Новый Диск» Официальный сайт: http://www.markofchaos.com/ Системные требования: Processor 2.4 GHz; 512 Mb RAM; 128 Mb Video Warhammer: Mark of Chaos подобен главному герою ее же кампании за Империю, Стефану фон Кесселю: вроде все при нем, и энтузиазма полон, и благородства, и желания доказать всем, что все будет в лучшем виде. Но отвратительная метка на челе красноречивее слов свидетельствует: что-то тут не так. И если Стефану постоянно приходится оправдываться за чужие грехи, то сотрудникам Black Hole Entertainment пенять можно только на зеркало. Собрались делать продвинутую тактику в духе Dark Omen и Myth? Приготовьтесь тогда уворачиваться от тухлых помидор, коими непременно одарят вас поклонники обоих проектов. С тактикой в итоге не получилось. Одного взгляда на то, как юниты в отряде уныло ждут своей очереди приложиться мечом или копьем к вражеской тушке, достаточно для того, чтобы последняя надежда умерла от кровоизлияния в мозг. Если же она по каким-то причинам выживет, приглядитесь к тому, как застревает ваш герой в ландшафте или в моделях врагов, пытаясь выбраться из драки или просто обойти встречную группу супостатов. Его все это время бьют по голове и почкам, но ответить болезный не может. Занавес, господа? Не спешите. Потеряв в тактике, Mark of Chaos, к счастью, не растерял многие другие достоинства. Скриншот1 Скриншот2 Скриншот3 Моя атмосфера Самое главное достоинство проекта – блистательно переданная атмосфера великой игровой вселенной. Персонажи, их озвучка, диалоги – все проникнуто героическим пафосом, воинской доблестью, брутальностью и той харизмой, что отличает сильные характеры настоящих солдат от бесхребетности мямлющих выскочек. Заметьте, пафос в данном случае – не синоним чего-то дешевого и искусственного, а то настоящее, чем живут здешние обитатели. Без пафоса тяжело постоянно стоять по колено в крови и вести в бой ошарашенные потерями войска. Без пафоса тяжело противостоять разгневанным Богам и жаждущим крови Героям. Уяснив эту истину, венгры сделали все правильно и особое внимание уделили звуку. Вопросов здесь просто не может быть: и актеры, и звукорежиссеры сработали гениально. Голос того же фон Кесселя идеально отражает его образ, полный страсти, целеустремленности и в тоже время – надрыва, постоянной необходимости доказывать что-то, в первую очередь – самому себе. Подарим виртуальный «Оскар» и авторам роликов. Те, кто умудрился удержать челюсть при просмотре вступительного ролика, могут смело записываться в штат живодеров-любителей для работы в соответствующих службах: нет у них, значит, ни души, ни сердца, ни эмоций. Дальнейший сюжет на фоне этого произведения искусства несколько теряется, но говорить о том, что обе кампании не интересны и скучны нельзя. Все дело в том, чего ждать от них. Наивно рассчитывать на какую-то нелинейность или разветвленные взаимоотношения с философскими истериками, метаниями и слишком нестандартными отношениями между персонажами. Сам игровой сеттинг предполагает воинскую четкость и движение вперед, а не в стороны и зигзагом. Это не значит, что здесь не может быть интриг и предательства. Свою порцию их получат и герои Mark of Chaos. И хотя интриги эти распознаются за версту, входя в состав нехитрого конструктора для начинающих сценаристов «Собери сам свое фэнтези», тут надо учитывать такую тонкую материю, как контекст и органичность, стилевую выдержанность. В Mark of Chaos сюжет и все, что с ним связано – персонажи, диалоги, их озвучка – идеально сочетаются друг с другом и с общей атмосферой, стилем, а потому наблюдать за тем, как разворачивается сюжетная история, а особенно похождения фон Кесселя, чрезвычайно интересно. Более того – хочется добраться до финальных титров, а это лучшая рекомендация. Подогревает интерес к прохождению глобальная карта, реализованная в стиле «Героев меча и магии». Путешествуя по ней, мы в числе прочего вольны отвлекаться от генеральной дорожки на выполнение несюжетных заданий. А самое главное – на глобальной карте сценаристы активно тасуют колоду героев, заставляя нас играть то за одних, то за других, а потом и за всех сразу. И это заметно оживляет сюжетное повествование. Тем более что герои все как на подбор – ходячая харизма, сгусток эмоций и собственных понятий о том, что такое хорошо, а что такое плохо… А где-то сверху видно все… Изначально мы знали, что Mark of Chaos не станет калькой или продолжением Dawn of War. Да и глупо было бы авторам Army of Exigo конкурировать на одном RTS-поле со стратегическим гением создателей Company of Heroes и Homeworld. Но кто внушил, что они смогут на равных конкурировать с тактической изощренностью и глубиной Dark Omen? У Mark of Chaos есть все, чтобы не ударить в грязь лицом: несколько вариантов формаций у каждого отряда, возможность тактически грамотно расставить войска в начале каждой миссии, неплохой уровень менеджмента, которым мы занимаемся в городах. Но все вместе почему-то не работает так, как на то мы вправе были рассчитывать. К тому, что я говорил о тактике в самом начале, добавим самое главное – местность и ее особенности в Mark of Chaos не используются и на 50% от потенциала. Вспомните, как в Total War мы могли размещать отряды в лесах, где они становились менее уязвимы для стрел. Вспомните и забудьте, потому что в проекте Black Hole Entertainment таких изощрений нет. Здесь и леса-то не сыщешь. Ландшафт на картах однообразный и представляет собой преимущественно голую местность, которая, тем не менее, изобилует холмами, пригорками и всяческими возвышенностями. Но взобраться туда нам позволено далеко не всегда. А если и позволено, то спасибо надо сказать не тактической системе и игровой механике, а исключительно дизайнерам, которые сами решают, когда можно поставить лучников или баллисту на холме, а когда нет. Зачастую «добро» дается только ради того, чтобы подтолкнуть нас к уничтожению красноречиво расставленных в низине бочек с порохом и маслом, что позволит разбросать супостатов по окрестностям. Но это, согласитесь, уже не тактика, а показательные выступления. К тому же авторы ограничились полумерами. Взрывающиеся бочки могли при желании обернуться возможностью поджигать леса и целые базы, чтобы выкуривать оттуда предварительно блокированных врагов. Могли, но не обернулись, оставив это тактическое пиршество стратегии «В тылу врага». Свою лепту в общую не самую приятную картину вносит болезненный искусственный интеллект, который позволяет свободно выманивать врагов, как в каких-нибудь заштатных action/RPG. А то, что у нас нет возможности настроить агрессивность юнитов, которые могут спокойно наблюдать за тем, как в метре от них под орех разделывают «своих», комментировать даже не хочется. Есть риск грязно выругаться, а ведь читать могут женщины и дети. Даже «Санитары подземелий» оказались тактически более емким и продвинутым проектом, чем ориентированная на Dark Omen Mark of Chaos. Самое главное – там есть friendly fire. А в детище Black Hole Entertainment стрелки спокойно стреляют по врагам через спины коллег, лучники же забрасывают стрелами скопление тел без риска поранить своих. Криво реализованная «пауза», не позволяющая адекватно управлять войсками в бою – еще один камень в огород Mark of Chaos. В итоге сложность игры стремительно приближается к уровню обычных RPG, которые ориентируются не на размеренное выстраивание тактических комбинаций, а на поступательное прохождение ради прохождения. Единственное место, где у вас могут возникнуть определенные проблемы – штурм укрепленных крепостей на самом высоком уровне сложности. Именно эти осадные экзерсисы – один из редких светлых моментов в тактической составляющей Mark of Chaos, позволяющий говорить хоть о каком-то адекватном сравнении с Total War. Ролевая роль О RPG мы вспомнили не случайно. Подобно «Героям уничтоженных империй», творение Black Hole Entertainment частично компенсирует тактическую простоту неплохо проработанной (как для стратегии, конечно) ролевой составляющей. Развивать героев, разбрасывая очки опыта по более чем двадцати разнообразным навыкам, действительно интересно. Не менее интересно заниматься ролевым «шоппингом», покупая в городах броню, оружие и магическую бижутерию. Интересно проходить героями одиночные RPG-карты, возиться с нежно переносимыми из миссии в миссию отрядами. Но самое интересное – биться один на один с вражеским чемпионами в режиме дуэли, где мы можем наглядно оценить плоды своих трудов. Но и тут не обошлось без ложки дегтя: герои слишком сильны, поэтому на фоне общей пониженной сложности игры востребованность поддерживающих союзные войска умений представляется сомнительной. Удался и дизайн многих миссий. Венгры неплохо чередуют стратегические и RPG-карты, а кроме того старательно следуют традициям – да настолько, что местами под чистую копируют идейных предшественников. Так, третья же битва кампании за Империю, где мы защищаем город, прямо отсылает к одному из первых заданий Myth III: The Wolf Age. Но в данном случае лучше повторение пройденного, чем неумелая самодеятельность. Одна из главных удач Mark of Chaos – обилие и разнообразие представленных войск, из которых с помощью специального конструктора мы можем создавать собственную армию и повести ее к победе в «скирмише» и мультиплеере. Это, конечно, не Impossible Creatures, но тем не менее. И если на просторах Интернета не наблюдается наплыва желающих поиграть в Mark of Chaos, то «скирмиш» дает прекрасную возможность опробовать в деле самые разные войска. Наконец, у проекта все сложилось с графикой. Придраться тут не к чему за исключением кривой анимации. Шикарный «зум» позволяет рассматривать высокохудожественные пейзажи как с высоты птичьего полета, так и при максимальном приближении камеры к земле, которая от этого, заметьте, ничуть не теряет в детализации. Из-за плеча откормленных полигонами моделей взору открываются такие батальные картины и такое небо, что начинаешь жалеть о сделанном когда-то профессиональном выборе: в этот момент хочется быть художником, а не журналистом. *** Mark of Chaos соткан из противоречий. Ущербная тактика, кривой AI, убогая анимация, вялый мультиплеер и не во всем удобное управление соседствуют с выдержанным стилем, отлично переданными духом и атмосферой игровой вселенной, шикарной картинкой и звуком, интересной ролевой составляющей, качественными текстами и неплохим сюжетом. Поэтому ответ на вопрос «играть или не играть» зависит только от того, чего вы сами ждете от этого проекта. Источником данной статьи является PlayGround
|