21 (9) октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц — писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные. Евгений Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в Майкопе (ССЫЛКА: о котором он часто вспоминал), он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921 год. Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В это время он тесно сошелся с «серапионами». Так и не став членом «братства», он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих «серапионов». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».
Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).
Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима. «А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королем и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Разве это пафос венценосной особы?! Это всего лишь «суровые будни» королевской жизни.
Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.
В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.
Вечные истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.
Одним из таких глашатаев и был Евгений Львович Шварц...
(с) 2000 г. Сайт РОФ «Центр развития русского языка»